Учитель истории – профессия, которая учит любить Родину

Нам удалось побеседовать с Андреем Владимировичем Лукутиным. Он рассказал, что уже 10 лет знаком с Юрием Кынатовым, председателем республиканской общественной организации “Клуб “Учитель года Республики Саха (Якутия)”. Он давно звал в Якутию, но вырваться к нам ему удалось впервые.

Андрей Владимирович – учитель в третьем поколении. Бабушка, мама, папа, сестра – учителя. Но, к сожалению, в последние годы занят только методической работой. Потому что, как признался сам Андрей Владимирович, с другой работой работу учителя совместить нельзя, не получается качественно работать с детьми, потому надо выбирать что-то одно.

 

  • Андрей Владимирович, что вы скажите о нынешней ситуации в образовании, о перспективах?

Учитель перестал быть единственным источником информации. В 70, 80-е годы основным источником информации были учитель, родители, учебник, окружение. А сегодня уже мы задаемся вопросом, откуда ученики узнали – от нас, учителей, или сами узнали из дополнительной литературы, из Интернета. Количество знаний будет меньше зависеть от школы, учителя. Чтобы узнать где, что, зачем, не надо будет вставать рано утром и идти в школу.

 

  • Какие действенные методические подходы, формы вы видите в преподавании истории, в частности, и гуманитарных предметов, в целом?
  • Как говорится, нам не дано предугадать, как слово наше отзовется. Работая много лет в школе (21 год), я не нашел универсального приема, который позволил бы сделать так, чтобы все знали всё. Его, видимо, нет. Мои выпускники были разные дети, среди них были мотивированные, были и менее мотивированные. Для каждого был нужен свой подход.

За информационными технологиями будущее. Мы в Москве создали перспективный проект “Московская электронная школа”, которая содержит тысячи разработок. В скором времени она станет “Российской электронной школой”.  Интерактивные уроки лучше усваиваются.

Если говорить об уроках истории. Могу сказать, что мы, историки, должны объяснять, как как человек должен относиться к различным историческим событиям. Научить детей на исторических примерах уважительному отношению друг к другу.

  • Что интересного вы увидели в Якутске?
  • Я впервые в Якутске. Давно мечтал увидеть самый большой регион страны. Я не почувствовал холода, хотя уезжал я из плюсовой температуры, а прилетел в -27.  Мне показали центр города, театры, реку Лену. На реке Лене даже совершили обряд на реке. Увидел памятник основателю города Якутска Петру Бекетову, стелу, посвященную якутянам-воинам. Был на встрече с заместителем министра образования, на которой обсудили вопрос о взаимодействии учителей Москвы и Республики Саха (Якутия). А вечером была прогулка по мигающему городу Якутску.

 

  • В “Учительской газете” в 2014 году было интервью с вами. Статья была названа “Есть такая профессия – Родину любить”. Эти слова, конечно, отнесены к учителю истории. Что по-вашему значит любить Родину сегодня?
  • Отвечу как гражданин. Любить Родину значит быть уверенным, что ты часть страны с богатейшим культурно-историческим наследством, сохранить это наследство, вырастить поколение,  которое в свою очередь будет передавать своим детям то, что построено, защищено, быть полезным стране.

Комментировать