Марина Алексеева: курсовая работа старшеклассника направлена на его развитие

Написание курсовой работы вошло в образовательную программу нашего образовательного учреждения с 2009 года. Идея принадлежит Валентине Петровне НОГОВИЦЫНОЙ, первому директору школы. Какова была идея этого проекта, какие она претерпела изменения за эти годы, об этом мы попросили рассказать Марину Петровну АЛЕКСЕЕВУ, заместителя генерального директора по научно-методической работе.

Какие интересные работы у десятиклассников были за эти годы?

– В основном работы у детей очень даже интересные. Особенно мне запомнились работы под руководством учителя химии Елены Германовной Ивановой. У нее всегда бывают интересные работы с практическими экспериментами.

А что изменилось за эти годы?

-В этом году мы решили, что курсовая работа должна быть посвящена именно изучению рынка труда и осознанному выбору будущей профессии. Поэтому, посоветовавшись с классными руководителями, курсовую работу решили посвятить именно этой проблеме. Допустим, десятиклассники, когда закончат школу, поступят в университет, и после завершения вуза они должны быть специалистами. Как показывает практика, дети выбирают вузы, именно исходя из баллов ЕГЭ, то есть куда они могут поступить, а нужно, чтобы они осознанно готовились.

Будут ли востребованы специальности, которые мы выбираем, через 7-8 лет? Не станут ли, окончив университеты, наши выпускники безработными или работающими на другой работе, не по специальности. Такая картина везде и всюду мы можем, к сожалению, наблюдать. Потому мы дали задание детям помечтать, кем бы они хотели работать  в будущем и проанализировать вузы, которые, на их взгляд, готовят специалистов, востребованных в своей профессиональной деятельности. Чтобы выбор был у них действительно практикоориентированным, во время весенних каникул классными руководителями были организованы профориентационные  экспедиции. Также специально для десятиклассников я приглашала студентов финансово-экономического института и Высшей школы экономики, чтобы они рассказали, как выбирали свой вуз и т.д. Эта встреча прошла очень интересно.

Воспользовавшись тем, что во время регионального этапа WorldSkills к нам приехали люди, курирующие данное направление (а приезжал руководитель рынка НТИ EnergyNet Олег Гринько), мы организовали его встречу со старшеклассниками.

Как вы думаете, какие компетенции могут формироваться у ученика в процессе работы над курсовой? Что дает курсовая работа десятикласснику?

-Самое главное во время курсовых работ десятиклассники должны научиться работать с источниками, анализировать данные, работать с сайтами ведущих вузов, делать социологический опрос. Например, делать опрос среди работников нашего образовательного учреждения, какое учебное заведение закончили и сейчас кем работают.

На прошлой неделе была  предзащита курсовых работ. Я видела, что дети очень серьезно отнеслись к ней. У некоторых уже готовы, а некоторые только на половине пути. Посмотрим, как на защите будет. Во время встречи с Олегом Викторовичем я видела, как блестят глаза у наших детей, как они заинтересованно слушали и думаю, что им это было интересно. И во время встречи со студентами Высшей школы экономики, дети наши были активны, задавали много вопросов, то есть это говорит о том, что эта тема их трогает, она им нужна.

Почему именно десятиклассники пишут курсовые?

-Очень интересный вопрос. Это тоже своеобразная практикоориентированная школа обучения. Курсовая работа входит в нашу образовательную программу. Старшеклассники должны продемонстрировать свои компетенции в области самоорганизации исследовательской работы и должны приобщаться к студенческой жизни. Во время обучения в вузе и колледже им придется обязательно писать курсовые работы.

Беседовали корреспонденты “OTL’ичной газеты” Мария Данилова, Юлиана Кычкина

Комментировать